Головище (или Верхняя Дорожня): Источник жив, жива и надежда.

Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был построен в Головище в 1869 году[1]. По сведениям историка А.П. Никулова, постройкой церкви руководил государственный крестьянин из села Каплино[2]. (Имя его не указано).

В 1877 году, согласно исповедной книге, в храме служили священник Петр Иванович Васильев и диакон на вакансии псаломщика Никифор Григорьевич Каницкий. К приходу относилось 112 дворов, в которых проживало 1011 человек[3].
Вначале XX века головищенский священник Алексий Александрович Недригайлов нес послушание духовника 4-го Старооскольского благочиннического округа. В храме ему сослужил псаломщик Михаил Григорьевич Рыболов[4].
В церкви имелась особо почитаемая икона. По преданию, она была обретена еще до того, как хутор Головище превратился в село. Ее обнаружил слепец, который упал в логу в родник. Он умылся ключевой водой, прозрел и увидел перед собой образ Пресвятой Богородицы. В престольный праздник икону эту носили крестным ходом на место обретения, к источнику[5]. В годы гонений, когда духовная слепота поразила многих местных жителей, святыня была утрачена.
В революционном 1917-м году произошла своя революция и в головищенском приходе. Группа прихожан свергла с должности настоятеля отца Алексия Недригайлова и пригласила на его место священника Сергия Козловского, ранее служившего в селе Богородицком (Фенино) Старооскольского уезда (ныне Губкинского р-на Белгородской обл.). На сельском сходе, который собрался для решения этого щекотливого вопроса, за отца Алексия подали свои голоса 18 человек. Против – 92.
Сельское большинство считало, что «означенный священник достиг глубокой старости и к церковной службе и всем требам по приходу совершенно стал неспособен»[6].
Отец Алексий Недригайлов был рукоположен в священный сан епископом Курским Сергием (Ляпидевским) еще в 1864 году. Поначалу служил в селе Репец, затем перешел в Стужень. В августе 1903 года указом Его Императорского Величества он был перемещен в Головище[7].
Старый священник попросил у епископа Курского Феофана (Гаврилова) благословения еще три месяца послужить в селе, чтобы за это время подготовится к переезду на новое место жительства. Владыка благословил. Но новый священник поспешил приехать в Головище со всем своим семейством. Группа инициативных прихожан пригласила отца Сергия Козловского послужить молебен и, поскольку ключи от храма были в этот момент у временно отъехавшего из села отца Алексия, сбила на церкви замки. Возникла конфликтная ситуация. Оба священника обратились к архиерею с жалобами.
Иерей Сергий Козловский просил епископа устроить его в Головище «основательно», так как этого желает большинство прихожан. Отец Алексий Недригайлов позволил написать несколько слов в свою защиту: «Ваше Преосвященство, я прослужил в сане священника свыше 50 лет, достиг преклонного возраста, но отнюдь не так физически слаб и болезнен, как изображено это в приговоре, представленном Вам о. Козловским. До последнего времени я исправно исполнял обязанности по церкви и приходу; неправильность указания в приговоре на мою постоянную болезненность смею думать опровергнуть своим приездом в Курск для подачи лично Вашему Преосвященству своего прошения, для чего мне пришлось сделать свыше 100 верст на лошадях, помимо пути по железной дороге.
До появления о. Козловского выражений неудовольствия и указаний на желательность замены меня другим священником в приходе не высказывалось, — по крайней мере в виде пожеланий от более или менее значительного числа прихожан. Отдельные лица, недовольные своим духовенством, есть всегда во всяком приходе.
Считая, что по условиям нынешней сложной приходской жизни, может быть, более удовлетворяет священник, хотя и незначительного богословского образования, но молодой, как о. Козловский, и желая сохранения спокойствия в приходе, я не придал большого значения неправильным указаниям в представленном Вашему Преосвященству приговоре на мое болезненность и старческую слабость, как на причины моей непригодности к дальнейшему исполнению должности священника. Поэтому я и отказался от предложения Вашего Преосвященства о назначении следствия для выяснения основательности и правильности приговора… и решил добровольно уйти заштат…
Прошу оказать мне защиту в моем бесправном и беспомощном положении»[8].
8 июля в Головище для разбирательства конфликта прибыла Комиссия Окружного Церковного Совета в составе диакона села Стужень Романа Григорьева и гражданина Ивана Михайловича Воейкова из того же села. А 1 августа в Головище состоялось заседание благочиннического совета под председательством диакона Иоанна Пискалова, которое и поставило точку в этой истории. В акте исход дела описан так: «Когда все было улажено мирным путем, председатель предложил всему собранию пойти в церковь и отслужить молебен Скорбящей Божией Матери. Предложение с радостью было принято. После молебна состоялось прощание священника Недригайлова с прихожанами, а председатель сказал приличествующее сему слово. По окончании всего о. Недригайлов подал прошение об увольнении его в заштат»[9].
Таким образом, священник Сергий Козловский, вскоре получил указ архиерея о назначении в Головище. Возможно, он и был последним настоятелем храма Божией Матери в честь Ее иконы «Всех скорбящих Радость».
В начале 1930-х годов в Головище было 1 640 жителей[10]. Храм еще возвышался над прочими сельскими постройками, но службы в нем уже не совершались.
Официально церковь в Головище закрыли по постановлению властей 16 сентября 1937 года. Предварительно техническое состояние храма оценила группа экспертов в составе техника Ястребовского Райисполкома Маликова, техника РайЗО Дунаева и председателя сельсовета Сотникова. Они заявили вышестоящему начальству, что община верующих в Головище распалась еще в 1930 году и за прошедшие семь лет храм сильно обветшал. Наклонилась колокольня, начал разрушаться фундамент, местами обрушилась крыша. Да и просто храм стали тихонько растаскивать[11].
Воспринимая церковь не как дом Божий, а как груду стройматериалов, местные советские работники приняли решение разобрать головищенский храм и передать обломки в Ястребовку «на коммунальные нужды». Говорят, из обломков головищенского храма там построили контору. Когда Ястребовка лишилась статуса районного центра, многие здания упраздненных учреждений опустели и превратились в архитектурные скелеты – памятники советской эпохи.
Новый этап в истории Головищенского прихода начался 22 мая 1998 года. В этот день в Головище состоялся сход общины, на котором присутствовало 30 человек. Проводился он под председательством главы администрации Среднедороженского сельсовета Сергея Анатольевича Должикова. На сходе состоялись выборы председателя церковной общины. Им стал директор местной школы С.И. Кузьминов. Его заместителем избрали М.Е. Болотова. Так же на сходе были избраны казначей (Соколова Валентина Семеновна) и члены ревизионной комиссии (Уварова Зинаида Алексеевна, Кузьминова Альбина Дмитриевна и Кубарева Надежда Владимировна). В этот же день собравшиеся подписали заявление в Управление юстиции администрации Курской области с просьбой зарегистрировать приход в селе Головище.
На 8 июня 1998 года было намечено провести освящение начала строительства храма с участием Курского архиепископа Ювеналия (Тарасова) и главы администрации Горшеченского района И. Ильина. Закладной камень был освящен. Завезли бетонные блоки для фундамента. В Белгороде договорились приобрести относительно недорогой модульный храм, который можно было по частям перевести в Головище и быстро собрать. Определили даже маршрут перевозки, учитывая крепость мостов и высоту газопроводов. Но вскоре власть в районе переменилась, строительство храма в Головище было отодвинуто на далекую перспективу, а затем и вовсе оказалось погребенным.
Однако для совершения богослужения у головищенского прихода имелся молитвенный дом. Нашли прихожане и жилье для священника. 27 ноября 1998 года приходской совет отправил в Курск владыке Ювеналию просьбу направить к ним батюшку «для отправления обрядов и руководства строительством храма»[12]. Просьба была удовлетворена, но священник в Головище прослужил недолго.
Состоятельных благотворителей для воплощения мечты о строительстве храма со стороны не нашлось, а местных сил хватило лишь на строительство часовенки над источником. В настоящее время за ее состоянием приглядывает Сергей Анатольевич Должиков (уже в статусе генерального директора ООО «Истоки»), не теряющий веру в духовное возрождение своего села.
К началу 2000-х годов место настоятеля церковной общины в Головище оставалось вакантным. Летом 2010 года, когда проходило переоформление документов всех приходов Русской Православной Церкви Московского Патриархата, головищенский приход исчез из списка как самостоятельная единица.
Церковь св. вмч. Димитрия Солунского в селе Средние Апочки является ближайшим открытым храмом для жителей села Головище.

Зуб древности
Знакомо село Головище тем, кто интересуется археологией. Здесь в 1923 году местные жители рыли колодец и выкопали зуб мамонта. В 1950 году Е. Мартынов нашел еще один зуб такого же животного в Журавлевом логу. А в 1963 году коллекция головищенских археологических находок пополнилась челюстью большерогого оленя. (Складывается впечатление, что в древние времена на территории села проживал звериный стоматолог). J
[1] Никулов А.П. Старый Оскол. Историческое исследование Оскольского края. Курск. 1997. 576с. — с.432.
[2] Там же.
[3] ГАБО. Ф.139. оп.1. д.280.л.676.
[4] Справочная книга о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 год. Курск. 1909. СС.31, 56, 65, 72, 88, 180-181.
[5] Никулов А.П. Указ.соч. – с.433.
[6] ГАКО Ф.20. Оп.3л. д.376. л.5.
[7] Там же. л.27.
[8] Там же. л.22-23.
[9] Там же. л.14.
[10] Энциклопедический словарь ЦЧО… — с.531.
[11] ГАКО. Ф.Р-3322. Оп.4. Д.86. Л.51-52.
[12] Архив Курской Епархии. Документы прихода храма в честь иконы Пречистыя Богородицы «Всех скорбящих Радость» в с. Головище Горшеченского района Курской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели