Сомовка: Здесь был монастырь

Нижнедевицкий-Варваринский женский монастырь – так официально называлась обитель, которую горшеченцы обычно вспоминают как Сомовский монастырь. Вся его история укладывается в несколько дореволюционных десятилетий. В этот период и Сомовка, и Горшечное входили в состав Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. Поэтому основные документы, на основании которых можно составить более подробное описание утраченной святыни, находятся в архивах Воронежа и ждут своего исследователя. Мы же ограничимся исторической справкой, которую возможно было подготовить, пользуясь общедоступной информацией: литературой, интернетресурсами и воспоминаниями.

По словам Виктора Мальцева, уроженца Сомовки, селение это было основано двумя помещиками: Сомовым и Ёшиным. Они толи поссорились с ясеновскими коллегами, толи купили у них крепостных крестьян и вывели их в луга, где начинается речка Убля, приток Оскола. Долгое время село строго делилось на две части Ёшинку и Сомовку. Хотя на карте их указывали как единое поселение. Число местных жителей объединенной Сомовки в первой половине XX века достигало 700 человек. К началу XXI века деревенька сжалась до двух десятков домов, в которых проживает около 30 человек[i].
Основанию монастыря предшествовало строительство в Сомовке храма в честь великомученицы Варвары. Возводился он в 1864-1866 годы по проекту ученика К.А. Тона Александра Антоновича Кюи, с 1870 года назначенного Воронежским губернским архитектором[ii]. По некоторым сведениям, церковь эта имела два престола: на первом этаже и на втором.
Вот как описывается начало истории Варваринской обители во «Всеобщем иллюстрированном путеводителе по монастырям…», изданном в 1907 году:
«Вдова поручика Сомова, отличавшаяся всегда благоговейным характером, основала здесь в своем имении общину, пожертвовав для этого усадьбу и 114 десятин земли. Это было в 1870 году. В 1883 году по ходатайству местного епархиального начальства община переименована в женский общежительный монастырь» [iii].
Добавим к этому, что покойного поручика-помещика звали Михаилом Николаевичем Сомовым, а его вдову Варварой Петровной. Хотелось бы, конечно, подробнее узнать о судьбе этой удивительной женщины, принявшей монашеский постриг 26 октября 1883 года и ставшей первой игуменьей основанной ею обители. Но, увы. Если где-то и сохранились документы, которые могут удовлетворить наше любопытство, то они еще в научный оборот не введены.
Для любителей уточнений сообщим, что существуют иные датировки основных вех истории Варваринского монастыря. Так днем основания общины называется 15 декабря 1866 года, а временем ее переименования в монастырь 1882 год[iv]. Встречается сообщение, что Варвара Петровна пожертвовала монастырю 40 десятин пахотной земли из личного имения, а еще 70 десятин специально докупала для обители в соседней деревне[v]. Однако эти уточнения и пояснения не меняют сути произошедшего в Сомовке во второй половине XIX века. Здесь родился монастырь.
До революции Варваринский монастырь был для Сомовки, как бы сейчас выразились, «градообразующим предприятием». Он давал местным жителям работу, тянул коммуналку и социалку. Несмотря на то, что территория монастыря обросла новыми корпусами и каменными стенами, его двери не затворились для нуждающихся. При монастыре действовали хорошая по тем временам больница с аптекой, богадельня для престарелых женщин (или странноприимный дом), библиотека, женское училище и церковно-приходская школа для сельских детей.
Что удивительно, со всем этим хозяйством, в которое входила еще и швейная мастерская, справлялась небольшая община сестер – 20 человек. В 1907 году настоятельницей монастыря была игумения Агния[vi].
К сожалению, «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям», неоднократно нами цитированный, именно статью о Варваринском монастыре оставил без иллюстрации. Видимо, фотографы и художники были нечастыми гостями в этих местах. Не наблюдалось в Сомовку и массового паломничества. Ведь здесь, как сообщал тот же «Путеводитель», «кроме местно чтимых икон, особых святынь нет, так как монастырь молодой[vii]».
Не будем гадать, какими бы еще главами пополнилась бы история Сомовского монастыря, если бы в первые же послереволюционные годы ее не оборвала новая власть. Собственно, грабить монастырское имущество начали еще при Временном Правительстве. Просто при большевиках это явление приобрело форму государственной политики. Монастырь был ликвидирован. Его насельницы рассеяны. Многих из них впереди ожидали аресты и ссылки. Часть монастырской общины судили в 1920-е годы за «сокрытие монастырского золота»[viii]. Отдельные сестры, расселившиеся по окрестным селам, дожили на свободе до 1930- годов. К примеру, Ефросиния Евлампьевна Толстых была арестована в Горшечном в 1933 году и приговорена к ссылке в Казахстан на три года. Вместе с ней по одному делу проходил еще один житель Горшечного Федот Афанасьевич Дерусов, у которого сотрудники ОГПУ изъяли часть монастырской библиотеки. Книги, переданные Федоту Афанасьевичу матушками на хранение до лучших времен, стали вещественным доказательством неоскудевающего интереса к вопросам духовной жизни и в годы воинствующего безбожия. Как распорядились в ОГПУ с остатками библиотеки, в материалах следственного дела не сказано.
Поначалу в Сомовке после закрытия обители организовали на ее базе детский приют. (Один из воспитанников этого заведения Иван Иванович Гуренко, к примеру, остался жить в селе. Работал на генераторной подстанции).
Затем монастырские постройки унаследовала машинно-тракторная станция с училищем для трактористов и мастерскими. Потом все досталось колхозу «Красная заря».
Шло время. Годы активного хозяйничанья на территории обители сменялись годами пассивного бесхозяйства. Ветшавшие постройки забытого монастыря разбирались на стройматериал и дрова.
В наши дни территория Варваринского женского монастыря совсем заросла деревьями и бурьяном. Изредка здесь появляются любители старины с металлоискателями. Они, вероятно, надеются найти то монастырское золото, за сокрытие которого большевики преследовали ни в чем не повинных монахинь.

Священник Владимир Русин

[i] Бобрышева Елена. Через полвека в родное село. // Курская правда. 2009г. 24 мая.
[ii] http://www.liveinternet.ru/journal_register.php
[iii] Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Сост.А.А. Павловский. Издание Т-ва И.М. Машистова. Нижний Новгород. 1907. 784с. – сс.167-168.
[iv] Православные монастыри России. Краткий справочник. Сост. Ларина В.Г., Соломина О.Л. Новосибирск. 2000. 260с. – с.38.
[v] Бобрышева Елена. Указ. соч.
[vi] Всеобщий иллюстрированный путеводитель… с.168.
[vii] Там же.
[viii] Архив УФСБ РФ по Курской обл. АУД №П-2222. Л.54-об.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели