Ясенки: Храм, баня и снова храм

Когда в Ясенках началось возрождение литургической жизни, церковной общине для совершения богослужений передали здание бани. А когда-то здесь храм разрушили, чтобы построить баню… И какой храм! Еще в XIX веке сразу же после постройки ясеновскую церковь отмечали как выдающуюся «по замечательной красоте своей архитектуры».

Основание села
Само село Ясенки ведет свою историю с XVIII века, когда в этих краях обосновались выходцы из Московской и Черниговской губерний. А к началу XXI века Москва пополнилась выходцами из Ясенков.
По другой версии, которая в свое время была занесена в церковную летопись, село Ясенки обязано своим появлением на карте переселенцам из другого села Курской губернии с похожим названием – Ясенок. Находится оно несколько севернее Фатежа. По той же версии, первые жители занимались старинным народным промыслом — разбоем на большой дороге из Воронежа в Курск. Кстати, Ясенок тоже располагается неподалеку от оживленной дороги из Курска в Москву. Так что «разбойничья» версия основания села достойна не только улыбки.
По одному из преданий, и знаменитая Оптина Пустынь основана покаявшимся разбойником Оптой. Есть в святцах наших и бывшие разбойники, принесшие достойный плод покаяния. Поэтому нет ничего удивительного в том, что уже к середине XVIII века в Ясенках появился храм. Это была деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Сначала маленькая. С 1777 года побольше.

Каменный храм
К началу XIX века и большой деревянный храм не мог вместить всех прихожан. Пришлось с 1828 года взяться за постройку новой каменной церкви. Через 17 лет основные работы были закончены, и в 1845 году состоялось в Ясенках освящение каменного двухпрестольного храма. Главный престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Но и мученицу Параскеву ясеновцы не забыли, освятив в ее честь южный придел храма.
Однако на этом строительство не закончилось. В 1857 году в Ясенках снова были торжества – освящали еще один придел (северный) в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Закончив стройку, занялись благоукрашением. К концу XIX века устроили в каждом приделе иконостас. На это благое дело благотворители, среди которых были не только помещики, но и простые благочестивые крестьяне, не поскупились – потратили около 5 300 рублей. Сумма по тем временам немалая.
Да и колокола никогда не отличались дешевизной. А их на колокольне был полный комплект – семь штук. Главный весил 127 пудов 27 фунтов. Его звук, говорят, доносился аж до самого Воронежа.
С особым благоговением относились прихожане к одной святыне, выделявшей ясеновскую церковь из ряда окрестных храмов. Это была деревянная статуя Спасителя в терновом венце. Что стало с ней после революции – неизвестно. В список исчезнувших святынь следует включить и три Евангелия. Самое древнее из них было напечатано еще при Петре Первом в 1697 году. Два других – во второй половине XVIII века.
В 1865 году в соседней Кулевке был образован свой приход и священноначалие приняло решение оставить в штате ясеновского храма одного священника (с 1798 года их было двое). Но к концу XIX века стало ясно, что одному священнику в Ясенках не справиться со всеми приходскими заботами. Второй штат был снова открыт в 1899 году.

Священство
В конце XIX века была предпринята попытка перечислить всех священников, которые ранее служили в Ясенках. Некоторым из них даже давалась краткая характеристика. Не всегда лестная.
Отец Михаил Гаврилович Владимиров был первым священником, о котором сохранились хоть какие-то данные. Впервые упоминается он в церковных документах в 1780 году. Известен и год его упокоения – 1792-й. После смерти отца Михаила в Ясенки был определен священник Иаков Никифоров, с некоторыми перерывами служивший здесь до 1814 года. В 1798 году, когда в ясеновской церкви было открыто второе штатное священническое место, на его место определили отца Гавриила Георгиевича Попова, прослужившего в Ясенках до 1826 года и умершего в 1831 году. Недолго прослужил в ясеновском приходе отец Андрей Иванович Песков: с 1814 по 1819 год. А вот священник Никанор Иванович Владимиров связал свою судьбу с Ясенками на длительный период времени. С 1819 по 1838 год он предстоял престолу в местном храме, затем уступил штатное место своему зятю священнику Василию Ильичу Полянскому, который служил в Ясенках четверть века. В 1863 году отец Василий по возрасту вышел за штат и просил, чтобы его место досталось зятю – священнику Иоанну Петровичу Смирницкому.
Отец Симеон Гавриилович Дубровский, упоминавшийся в качестве клирика храма с 1827 года, умер в 1836 году. «Место его было зачислено за семьей, а требы исправлял безместный священник Иоанн Богомолов, — сообщает дореволюционный историк. – Так как к дочери о. Дубровского не нашлось жениха, то место было представлено в 1847 году Аристарху Андреевичу Ингеницкому». В синодальную эпоху (и это один из ее минусов) священническое место иногда оказывалось наследством, а то и приданным. В 1868 году отца Аристарха сменил его сын Андрей, который и священствовал в Ясенках до 1902 года. В 1904 году в ясеновской церкви служили священники Георгий Николаевич Кузнецов и Иоанн Николаевич Белозоров, определенный на вновь открытую вторую вакансию в 1899 году. Имелись при храме два штатных псаломщика, а периодически появлялись и диаконы[i].
Среди прочих духовных лиц дореволюционного периода, служивших в Ясенках, хотелось бы выделить отца Иоанна Федорова. Его послужной список чрезвычайно разнообразен. Довелось ему служить простым приходским священником в глубинке России и полковым духовником в Персии, окормлять казаков и моряков, получать награды от одних государственных мужей и спасаться бегством от других.
Родился протоиерей Иоанн Семенович Федоров в 1872 году в Острогожском уезде Воронежской губернии. А умер в 1940 году в Югославии. Последние двадцать лет жизни этого священника прошли в эмиграции. Начинал же он свое церковное служение в нашем крае. 4 декабря 1895 года выпускник Воронежской духовной семинарии Иван Федоров был рукоположен в сан диакона к храму в селе Ясенки Нижнедевицкого уезда и служил здесь до 25 марта 1900 года[ii].
С 1920 по 1925 годы в Крестовоздвиженском храме села Ясенки служил священник Алексий Макарович Гришин (1877-1958), уроженец Воронежа[iii]. Старожилы села Болото еще помнят этого батюшку, так как последний период своей жизни он жил там.
О том, кто служил в Ясенках в годы гонений, и кто был последним настоятелем впоследствии разрушенного храма, в настоящее время сведений не имеется. В материалах одного из следственных упоминается без инициалов некий священник Кущнев, который мог служить в Ясенках в начале 1930-х годов[iv]. Но точной информации на этот счет пока не имеется.

Перед закрытием
Подробное повествование об истории ясеновского прихода в дореволюционный период оканчивается 1904 годом. Документы последующего периода еще мало изучены и систематизированы, а большей частью утеряны.
В начале XX века приход ясеновского храма входил в первый благочиннический округ Нижнедевицкого уезда Воронежской епархии.
Надо полагать, что в 1922 году храм в Ясенках не избежал печальной участи быть ограбленным под благовидным предлогом изъятия церковных ценностей для нужд голодающих Поволжья.
В конце 1920-х – первой половине 1930-х годов по Центральному Черноземью прокатилась лихорадка районирования. В результате перекраивания края село Ясенки дало имя Ясеновскому району, хотя центр этого района власти выбрали село Нижнее Гнилое, ныне Сосновка. (В 1956 году Ясеновский район полностью вошел в состав Горшеченского района). Возможно, именно выделение Ясенков из общего списка сел стало причиной того, что власти с удвоенной энергией взялись за уничтожение храма. К концу 1930-х годов приходская жизнь в селе замерла на долгие семь десятков лет…

Как делили церковь в Ясенках: райисполком и комсомольцы против богомольцев
Обстоятельства закрытия ясеновской церкви достойны отдельного рассказа. Его мы и начнем.
В 1939 году в Ясенках разразился скандал, весть о котором дошла до самого Курска. Поскандалили районная комсомольская ячейка с райисполкомом. А яблоком раздора стал храм, к началу конфликта уже закрытый и частично разрушенный. Нет-нет, за его открытие не ратовали ни комсомольцы, ни райисполкомовские служащие. Просто у конфликтующих сторон были свои виды на стройматериал, в который превращалось церковное здание.
В связи с этим невольно вспоминается спор, возникший между воинами на месте распятия Христа из-за Его хитона. Кому достался Христов хитон, решил жребий. В Ясенках не стали метать жребий, а обратились в вышестоящие инстанции. В Курск из Ясенков одно за другим полетели просьбы, жалобы, объяснительные.
Свою версию ситуации комсомольцы изложили в письме на имя секретаря Курского обкома ВКП (б):
«В марте и апреле 1939 года нами, комсомольцами совместно с активом культработников Ясеновского сельсовета, была проведена большая массово-разъяснительная работа среди колхозников и единоличников о закрытии Ясеновской церкви.
В результате правильно поставленной разъяснительной работы без помощи районных организаций мы добились согласия закрыть церковь с передачей ее на нужды своего села.
Своим решением от 7 мая 1939 года Президиум Облисполкома постановил: «Бездействующую церковь в Ясеновском с/с закрыть, передав здание для использования на культурные нужды села».
Ясеновский с/с не успел еще получить копию постановления облисполкома о закрытии церкви, как уже Президиум Ясеновского РИКа своим постановлением от 27 мая решил изъять железную крышу церкви на нужды средней школы, находящейся в селе Н.Гнилое.
Вышло так, что вся наша массовая работа пропала задаром, пошла насмарку. Все наши мечты о культурном благоустройстве села – постройке клуба, избы-читальни, средней школы, роддома, детяслей и т.д. исключительно по вине Президиума Ясеновского РИКа, самоуправстве, остались неосуществимы.
Оказалось, что мы ввели в заблуждение колхозников, и они вправе клеймить нас позором за обман. Президиум РИКа строчит постановление за постановлением об использовании стройматериала с закрытой церкви и передает его, куда ему вздумается…»
Действительно, 13 июля райисполком дал добро на разбор досок церкви для Ново-мелавской школы. Ясеновские комсомольцы не преминули указать на «незаконность» такого распоряжения, так как «имеющаяся в Ново-мелавском сельсовете церковь на свои нужды не используется».
«Президиум РИК хотит (так в оригинале документа – примечание составителя) устроить культурные благи в других сельсоветах за счет нашей церкви», — негодовали комсомольские грамотеи, указывая на тот факт, что в Ясенках проживает 5 тысяч человек, а ни клуба, ни избы-читальни, ни роддома, ни средней школы нет. Есть неполная средняя школа, начальная школа, медпункт и ветпункт. Но все они давно ожидают капитального ремонта. Классы в школе малы. Дети в них вынуждены заниматься в 2-3 смены. Даже здание сельсовета в Ясенках нуждается в серьезном ремонте – крыша ветхая, полы прелые».
Получив такое послание областное руководство, естественно, потребовало объяснения от работников Ясеновского райисполкома.
РИК объяснил, что «состояние Ясеновской церкви, как установлено техническим актом, грозило обвалом, поэтому приспособить это здание под клуб по техническим причинам не представлялось возможным». По словам секретаря райисполкома, колокольня храма угрожала обвалом на близ строящуюся школу и на квартиру директора неполной средней школы. Поэтому колокольню обвалили в другую сторону. Лесоматериал, который имелся, использовали для достройки дома соцкультуры в райцентре. Кирпичный остов церковного здания остался пока на месте для строительства в 1940 году школы[v].

По свидетельству местных жителей, окончательно останки храма в Ясенках были сметены в 1950-е годы.
Когда читаешь документы о закрытии церквей, складывается впечатление, что в 1930-е годы в Советском Союзе не было никакого иного стройматериала, кроме добытого при разрушении храмов. Ведь строительство большинства объектов советской культуры велось исключительно из обломков «культовых зданий», многие из которых являлись, кроме всего прочего, настоящими памятниками архитектуры. Храм Воздвижения Креста Господня в Ясенках был из их числа. Увы, восстановить его в прежних размерах едва ли теперь удастся. Ясенки уже не те, что полтора века назад.

Век XXI: возрождение прихода
Однако церковь – это не только архитектурное сооружение. И в Ясенках всегда были люди, которые не скрывали своей веры и принадлежности к церкви. Они ходили по праздникам в соседнюю Кулевку, где храм уцелел в лихолетье. А в начале XXI века по благословению митрополита Курского и Рыльского Ювеналия образовали местную церковную общину в родном селе.
Существенную поддержку новообразованному приходу оказал Александр Викторович Гусев, руководитель местного сельхозпредприятия – председатель колхоза, как его здесь называют по привычке. В бессрочное пользование верующим было передано здание бывшей бани. Пришлось, конечно, потрудиться, чтобы приспособить его для совершения богослужений. Но и тут приходскую общину, состоящую в основном из пожилых женщин, не оставили.
На Вербное Воскресенье 4 апреля 2004 года открылась новая страница в истории ясновского прихода. В этот день впервые после долгого перерыва в Ясенках была совершена Божественная Литургия.
Священник Андрей Еськов, совершивший ее, поначалу приехал в село в качестве командированного священнослужителя, но вскоре был назначен настоятелем. Период его настоятельства совпал с периодом становления прихода. Ему довелось все начинать с нуля: приобретать богослужебную утварь, книги, проводить газ, обустраивать алтарь, производить перепланировку внутри помещения, превращая его из бани в храм. В левой части здания было решено устроить квартиру священника.
Значительное участие в нуждах прихода, помимо А.В. Гусева, приняли А.А. Труфанов, Г.М. Нестерова, В.Н. Харламов, А.Т. Дорохин, А.Г. Пронин, Н.М. Дорохин и другие. Некоторые из благотворителей проживают в Москве.
В январе 2007 года отца Андрея Еськова перевели в Мантурово. С марта до июля в Ясенки был командирован священник Андрей Хлынин. А в августе у храма появился новый настоятель – священник Михаил Зиборов. При нем территория была огорожена.
[i] Воронежская старина. Выпуск шестой. Издание Воронежского историко-археологического комитета. Воронеж, 1907. сс.22-25.
[ii] Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. Москва-Париж, 2007. 576с. — с.506
[iii] Архив Курской Епархии. Личное дело священника Алексия Макаровича Гришина.
[iv] Архив УФСБ РФ по Курской обл. АУД №П-2222.
[v] ГАКО Ф.Р-3322 Оп.4 д.85 л.8-50.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели