Среднедорожное (или Средняя Дорожня)

Архангельская церковь.

Каменная церковь в честь Архангела Михаила в селе Среднедорожное была построена в 1810 году. В 1815 году в ней служили священник Иоанн Федорович Полянский, дьячек Иоанн Филиппович Смирнов и пономарь Федот Филиппович Смирнов[1].
К 1838 году в штате храма из прошлого состава остался лишь пономарь. Дьячком стал его сын Софроний. А священствовал Петр Ильич Титов. Жил на приходе в это время и заштатный пожилой священник Лаврентий Матвеевич Яструбинский[2]. Прихожанами храма являлось семейство дворян Головиных: поручик Михаил Степанович Головин, коллежский регистратор Павел Степанович Головин, Иван Васильевич Головин и другие. В исповедной ведомости за 1838 год указано, что лишь пятеро жителей села исповедались в этом году, но не причастились. Остальные готовились и были допущены ко Святому Причастию[3]. (В наше время не всякий год в Среднедорожном найдется и пятеро причастников. Печально).
В 1877 году священником храма был Петр Никандрович (фамилия неразборчива). Приход насчитывал 929 человек. Село состояло из 142 дворов[4].
К 1908 году население прихода уменьшилось и составило 691 человек. В это время священником храма был Константин Ипполитович Солодовников, псаломщиком — Александр Афанасьевич Иванов[5].
Настоящим украшением храма стал большой пятиярусный иконостас с позолоченной резьбой. В алтаре над престолом была устроена пирамидальная сень на четырех столбах[6].
В 1899-1900 учебном году обязанности учителя в церковно-приходской школе в Средней Дорожне исполнял Леонид Михайлович Астанин. В 1920-30-е годы он уже в сане священника служил в Крестовоздвиженской церкви Ямской слободы (ныне в черте Старого Оскола). Отец Леонид расстрелян в Валуйках в декабре 1937 года[7].
В том же году смертный приговор выписали и среднедороженскому храму. 24 августа он был обследован районными властями. Члены комиссии обнаружили в куполе храма трещины, местами расходящиеся до трех сантиметров. Полы в церкви частично сгнили, фундамент нуждался в укреплении, церковная ограда разрушилась. Крыша была дырявой. И тем не менее, в храме хранилось зерно. Сославшись на то, что церковная община в Среднедорожном распалась в 1932 году, 16 сентября 1937 года власти объявили приход упраздненным и официально передали здание храма на колхозные нужды[8].
В уцелевших экземплярах районной газеты «Колхозное знамя» за 1936 год ни критических, ни (тем более) хвалебных замечаний о религиозности жителей Средней Дорожни не обнаружено. Зато доставалось комсомольцам и ответственным работникам за недостаточную идейность и аморальное поведение. К примеру, корреспондент, скрывавшийся под псевдонимом Смелых, сообщал: «В колхозах «Искра» и «1 мая» Среднедороженского с/с газеты и журналы регулярно доставляются в поле, но громкой читки там не проводится, так как письмоносцы неграмотные. Для громкой читки выделены комсомольцы Золотухин П.Ф., Мартынова А.Ф., Зарубин И.Н. и Анпилова С.А., но только один Золотухин проводит читку, а остальные совсем не показываются в поле… Среднедороженская первично-комсомольская организация должна перестроится в работе и по-боевому включиться в весенний сев»[9].
В статье с красноречивым заголовком «Пропивают колхозную собственность» на весь район прославлены председатель Павлов с колхозником Золотухиным, которые продали в Старом Осколе колхозного барана, пропили деньги, а затем еще и подрались друг с другом[10].
Многие жители Среднедорожного защищали свое Отечество в годы войны: кто в действующей армии, кто в партизанских отрядах. По словам уроженца села Ивана Пантелеевича Ермолаева, из Средней Дорожни в народное ополчение было мобилизовано разом 45 мужчин. В том числе его отец. Все они получили обмундирование, а вот оружия хватило не всем. Скомандовали: добыть в бою. В первом же бою полегло 15 односельчан. Пантелей Ермолаев получил ранение и оказался в госпитале.
«У нас немцев не было, были мадьяры, — вспоминает И.П. Ермолаев. – При обстрелах мы прятались в погребах. В селе стояли «Катюши». Позже мы находили неразорвавшиеся снаряды, извлекали порох и поджигали его»[11].
Группа наших разведчиков выдвинулись из Головинского и Попова лесов. Свои их не узнали, началась перестрелка, в которой многие погибли.
Трагически сложилась судьба еще одного участника войны из Среднедорожного Николая Ивановича Попова. В боях под Брестом он попал в плен, но сбежал и вернулся к своим. А свои отправили его штрафную роту. Будучи штрафником, он вновь угодил в плен, из которого вернулся на Родину уже после освобождения и оказался в советском лагере на лесоповале. Николай Иванович вернулся в Среднедорожное лишь после смерти Сталина.
О прошедшей по селу войне напоминают два памятника. Первый установлен над братской могилой наших солдат, сложивших здесь голову в январе 1943 года. В ней похоронен 91 воин. Второй памятник установлен в честь школьников, казненных оккупантами в июне 1942 года.
О разрушенном храме в селе пока ничто не напоминает. Идея установить на его месте памятный крест пока ждет своего воплощения.

Священник Владимир Русин

[1] ГАКО. Ф.184. оп.2. д.470. л.155-158.
[2] ГАБО. Ф.139. оп.1. д.288. л.1.
[3] ГАБО. Ф.139. оп.1. д.288. л.29.
[4] ГАБО. Ф.139. оп.1. д.280. л.691.
[5] Справочная книга 1909г. – СС.190-191.
[6] Никулов А.П. Старый Оскол. – с.459-460.
[7] Очерк о нем читайте в книге священника Владимира Русина «Преимущество в страданиях». Кунье. 2008г. 88с. – с.32-43.
[8] ГАКО. Ф.Р-3322. Оп.4. д.86.
[9] Смелых. Комсомольцы не участвуют в севе. // Колхозное знамя. 15.05.1936г. №40. с.2.
[10] Пропивают колхозную собственность. // Колхозное знамя. 28.06.1936г. №56.
[11] Цит. по книге Ю.И. Юрова. Страницы наших биографий: Слобожанский край – прошлое и настоящее. Старый Оскол. 2009. 576с. – с. 416-417.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели